Световые сценарии в дизайне интерьеров – это условные наборы инструментов, правил и рекомендаций, помогающие правильно использовать и комбинировать между собой разные источники света.
Такие инструменты используются с целью создания комфортных условий проживания в том или ином помещении. Их разработка – всегда индивидуальный процесс, учитывающий множество функциональных, психологических, физических и иных факторов.
Главный смысл разработки световых сценариев для дома состоит в том, чтобы при помощи различных источников света создавать пользователям максимально комфортные и удобные условия для повседневных дел и занятий.
Помимо этого световые сценарии могут решать следующие задачи:
Световые сценарии стали по-настоящему универсальными и очень эффективными инструментами для управления окружающим пространством и подстраивания его под индивидуальные потребности пользователей.
При создании световых сценариев чаще всего используются следующие инструменты:
Принципы выбора осветительных приборов для той или иной комнаты дома и способы их размещения в интерьере определяются с учётом функционального назначения освещаемых зон и помещений.
Для главной комнаты дома существует огромное множество разнообразных световых сценариев. Подходящие подбираются исходя из интересов и увлечений пользователей этого помещения. Обычно в гостиной есть как минимум 3-4 источника света, в том числе традиционная люстра, настенные бра, торшеры, настольные лампы и т.п.
С их помощью можно реализовать следующие световые сценарии:
Для гостиной имеет смысл приобретать осветительное оборудование с дополнительными опциями: встроенными диммерами, дистанционным управлением, регуляторами температуры света и т.д. При помощи таких приборов гораздо проще настраивать нужный уровень освещённости и при необходимости переключаться между сценариями.
Комната для отдыха не нуждается в большом количестве световых сценариев. Обычно здесь реализуются три основных варианта освещения:
В некоторых квартирах спальня может совмещать в себе функции места для отдыха и рабочего кабинета. Для таких случаев необходимо продумать зонирующее освещение. В зоне для работы отдельно предусматривают локальные источники света, которые будут полноценно освещать рабочее место, но при этом не будут мешать тем, кто отдыхает здесь же.
На кухне особенно важно соблюсти все нюансы организации основного и дополнительного освещения, ведь именно здесь нехватка света или его избыток могут создавать значительный дискомфорт всем пользователям помещения.
Освещение этой комнаты дома делится на рабочее и общее. Первое необходимо для комфортного приготовления пищи и решения других бытовых задач, второе обеспечивает комфортное пребывание на кухне во время семейных ужинов, дружеских посиделок и т.п.
В кухонное помещение лучше подбирать простые по форме и лёгкие в плане ухода осветительные приборы. Текстиль, хрусталь, сложный декор – здесь не особенно уместны, они сильно осложнят жизнь хозяйки, которой постоянно придётся мыть, протирать и стирать такие люстры.
Освещение рабочего пространства должно отвечать самым строгим критериям качества и безопасности. От того, насколько правильно подобран световой сценарий для кабинета, напрямую зависит и работоспособность человека, и его самочувствие во время нахождения в этом помещении.
При недостаточной освещённости будет постоянно чувствоваться сонливость, а также будут частыми проблемы с концентрацией на задачах. Если же света слишком много, он может стать источником раздражительности и повышенной утомляемости.
Для домашнего кабинета актуальны два основных световых сценария: общий и рабочий.
Первый «включается» в периоды отдыха, второй нужен для полноценной и результативной работы.
Выбирая место для светильника, нужно учитывать и то, является ли пользователь правшой или левшой. Если человек – правша, источник света должен располагаться с левой стороны стола, если левша – наоборот, с правой.
В комнате для ребёнка все элементы интерьера, включая систему освещения, должны подчиняться требованиям безопасности и удобства маленького пользователя. Осветительные приборы подбираются с учётом возраста и потребностей ребёнка.
Естественно, что светильники для комнаты новорождённого и для комнаты школьника будут соответствовать разным качественным и количественным критериям.
Оптимальной комбинацией для детской является использование основного потолочного светильника в сочетании с несколькими дополнительными приборами: ночником, торшером, настенным бра. В комнате для школьника будет нужна также настольная лампа.
Все приборы лучше подбирать максимально простой формы и конструкции. У них не должно быть мелких элементов, острых углов и граней. Не стоит приобретать для ребёнка металлические, хрустальные или стеклянные светильники – они могут стать причиной травмы во время подвижных игр и иного активного времяпрепровождения. Лучше подобрать приборы с плафонами из прочного термостойкого пластика или абажурами из качественного текстиля.
Свет в детской должен быть максимально близким к естественному, но не слишком тусклым и не слишком ярким. Если света будет не хватать, ребёнок скорей всего будет регулярно испытывать вялость, лень и апатию. От слишком яркого освещения будет накапливаться усталость и раздражительность.
Для санузлов стандартной площади и планировки традиционным световым сценарием считается использование одного универсального светильника для всех случаев и ситуаций. Обычно в ванной комнате устанавливается потолочная люстра-таблетка или «тарелка» и её света вполне хватает для выполнения повседневных гигиенических процедур. Более просторные санузлы могут дополнительно освещаться парой настенных светильников, располагающихся в зоне зеркала.
На самом деле в интерьерном дизайне есть множество других приёмов, с помощью которых можно разнообразить световые сценарии для ванной комнаты. Среди них – использование:
При разработке и реализации любого светового сценария в ванной комнате, нужно учитывать, что здесь допускается использовать только те приборы, которые имеют повышенный уровень влагозащиты. Это условие обеспечения безопасности всех пользователей помещения.
Светодизайн обладает поистине безграничными возможностями, но чтобы их реализовать в полной мере, важно внимательно разобраться с основными принципами построения световых сценариев, то есть изучить особенности разных типов осветительного оборудования и правила их комбинирования.